Конспект к мастер-классу: Европейская флористика и Икэбана

1. Зачем нам цветы:

  • украшение дома
  • по определенному поводу
  • любование природой – часть природы дома
Выборка из картинок ко всему конспекту:

This slideshow requires JavaScript.

2. Общие элементы флористического дизайна:

  • Линия
  • Форма
  • Пространство
  • Фактура
  • Цвет

3. Общие законы и принципы флористического дизайна

  • Баланс – физический и визуальный
  • Пропорция – размеры вазы, размер элементов
  • Ритм
  • Гармония
  • Единство

4. Западная = Европейская флористика

 4.1 Характерные черты:

    • яркость и изобилие красок
    • богатство и разнообразие природы
    • масса, роскошь, обилие, салат из элементов
    • симметричность
    • украшение и украшательство (использование игрушек, свечей, искусственных цветов, нарезка/плетение из растительного материала)
    • технические особенности (флористическая губка, подбивка из листьев для главных элементов)

4.2 Стили=формы композиций: вертикальный (вегетативный), горизонтальный, эффект массы, полумесяц, S-образный;

4.3 Виды: настольная композиция, букет, венок, гирлянда, бутоньерка, корсаж, интерьерная композиция, композиция-объект на улице, композиция из горшечных растений;

4.4 Известные американские флористы:

  • Jane Packer – has stores and schools in London, New York, Tokyo, and Seoul.
  • Nichloas Vilsmark
  • Judith Blacklock
  • Stanlee Gatti
  • Irene Hayes
  • Junichi Kakizaki
  • Paula Pryke
  • Phil Rulloda
  • Constance Spry
  • White House Chief Floral Designer

5. Восточная школа = Икэбана

5.1 Характерные черты:

  • любование природой – чуткость к изменениям природы
    Откуда это пошло: островное государство, смена сезонов и обилие стихийных бедствий;
  • Религиозные истоки: синтоизм (в каждом предмете есть душа), буддизм (непостоянство и несовершенство всего);
  • Естественность и несовершенство – 4 меры прекрасного
    1. ваби – отсутствие вычурного нарочитого броского, прелесть обыденного, красота повседневности, умение находить красоту в малом, во всём окружающем
    2. cаби (ржавчина) – красота = естественность  и она усиливается с    возрастом, ностальгия, светлая память, светлая грусть по тому, что было
    3. сибуй – соединение ваби и саби, “что человек с хорошим вкусом назовёт красивым, первородное несовершенство и умение довольствоваться малым”, красота в простоте.
    4. югэн – красота в глубине вещей, прелесть недосказанности, вслушиваться в недосказанное, любоваться невидимым, воспевание изменчивости и бренности окружающего мира
  • растение как человек – чувствовать душу растений и материала;
  • растение рождается, живёт, увядает и умирает и в этом красота ( высохшие растения – да, искуственные – никогда);
  • перерождение растения в руках человека – икэбана даёт новую жизнь цветку;
  • красота одного цветка против корзины;
  • линия против массы;
  • асимметрия против симметрии;
  • небо, земля и человек – гармония, уникальность и единство;
  • красота мгновения, естественности, несовершенства, незавершености. “Пустые места на свитке наполнены большим смыслом чем то, что начертала на нем кисть”

5.2 Школы и традиции икэбана

5.2.1 Путь икэбана:

  • из Индии в Японию, от статуй Будды в японский дом. Специальное место для икэбана – ниша Токонома.
  • Икэбана как медитация для монахов, искусство для воинов, необходимая часть образования японской женщины.

5.2.2 Школы:

  1. Икэнобо (XV век, Сэн-но Рикю): самая старая школа,  ведёт начало от композиций у статуй Будды. Строгие каноны ваз, форм работ. Элементы выходят зрительно из одной точки. В одной работе может быть до 9 разных элементов;
  2. Охара (1897, Унсин Охара): её основатель придумал цветочную наколку – кэндзан, стиль морибана, композиции в пейзажном стиле)
  3. Согэцу – (1925, Софу Тэсигахара) самая молодая школа.
    • новаторство и отличие Согэцу:
      • использование неживого материала в композициях,
      • икэбана вышла на улицу – композиции и объекты вне помещений, создание гигантских инсталляций.
    • Софу Тэсигахара (философ, художник, керамист и мастер икэбана) и его книга Кадэнсё – “Откровения о цветке”. Продолжатель дела Софу его сын Хироси Тэсигахара. Дочь Хироси – Аканэ Тэсигахара – актуальный иемото школы Согэцу

6 Создание композиции икэбана

6.1. Элементы икэбана: небо, земля и человек (син,соэ, хикаэ) и помощники (дзюси). Размер вазы и пропорции растений:

    • Размер вазы= диаметр+высота вазы.
    • Размер син в настольной работы – 1,5-2 размера вазы;
    • Соэ= 3/4 размера син, а хикаэ=3/4 размера соэ. Помощники=менее 3/4 размера того элемента, который они дополняют.

6.2. Учебные формы (сформировавшиеся каноны гармонии, 8 вариантов), направлены на узнавание материала и развязывание рук (тэходоки). Свободные формы – первична идея композиции, может подчёркиваться ваза, материал, форма, дух

6.3. Композиции бывают в низкой вазе (морибана) и в высокой вазе (нагэирэ).

6.4. Формы композиций: от миниатюры до композиции на улице (инсталляция, объект).

7. Техника создания икэбана и работы с материалом:

  • как выбрать цветок, ветку, вазу
  • где покупать цветы, вазы и где искать ветки; самодельные вазы.
  • как сохранить растение от жары и мороза
  • подрезать цветы и ветки только в воде (мидзукири)
  • как и чем подрезать цветы (перпендикулярно стеблю, какие цветы ломать, чем укрепить стебель) и как подрезать ветки (наискось, расщепить), соседство цветов друг с другом, как удалять тычинки и какие цветы тянутся к свету;
  • что добавить в воду, чтобы продлить жизнь цветам, и как менять воду, не разбирая работы
  • как правильно гнуть ветки
  • крепления для композиций в высокой вазе (проволока, крестовина, перекладина,  расщеп в расщеп)
  • кендзан (тысяча мечей) – наколка для композиций в низкой вазе, как правильно накалывать ветки и цветы; расположение элементов на кендзане и его положение в вазе.
8. Как снимать икэбана:
  • в интерьере или на улице
  • на сером или цветном фоне, с цветными фильтрами, с градиентом или без;
  • традиционная для японских журналов схема освещения;
  • свет сверху имитирует солнце;
  • возможно снимать с одним источником и множеством отражателей
9. Референсные книги:
  • Софу Тэсигахара – Кадэнсё (Откровение о цветке)
  • Andrew Juniper – Wabi-sabi
  • Всеволод Овчинников – Ветка сакуры
  • Robert Mapplethorpe – Pistils; Flowers.
  • Моника Готье – Букеты на праздничном столе
  • International Annual Floral Art – ежегодник современной флористики
Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s